Главная Живопись Биография Наука




Хостинг от uCoz

Гротескная голова - Скараммучья
"Гротескная голова - Скараммучья", уголь. Церковь Христа, Оксфорд.
Цыганский барон по имени Скараммучья, который, по всей вероятности, здесь изображен, - одна из многих моделей, вольных или невольных, изображения которых заполняют страницы записных книжек Леонардо. Уродливые лица особенно привлекали его: он изображал их не карикатурно, безо всякой иронии. Для него они представляли собой как бы оборотную сторону красоты, достойную такого же внимания, как и она сама.



Рисунок единорога
"Рисунок единорога" перо и чернила, Музей Эшмолин, Оксфорд.
Характерные черты ранних рисунков Леонардо ясно проступают в этом наброске единорога, упершегося рогом в лужу. Изогнутый контур животного обозначен несколькими штрихами. Штриховка, или затенение, заставляет пространство вокруг тела как бы стремится слева на право вниз - естественное направление для художника-левши, каким был Леонардо.



Античный воин
"Античный воин", серебряный карандаш на тонированной поверхности. Британский музей, Лондон.
Работа Леонардо, относящаяся к годам его ученичества, - тщательно выписанный портрет воина. Несмотря на то, что с полной уверенностью нельзя сказать, кто здесь изображен, рисунок мог быть сделан с одного из бронзовых рельефов Верроккио: он напоминает его колонную статую Бартоломео Коллеони.



Вид долины Арно
"Вид долины Арно" 1473, перо и чернила. Галерея Уффици, Флоренция.
Рисунок долины Арно, сделанный Леонардо, зеркальная надпись которого гласит: "День св. Марии в снегах, 5 августа 1473 года", - первая работа Возрождения, полностью посвященная пейзажу. Каждый может рассмотреть его во всех подробностях, сперва широко открыв глаза, затем прищурившись, чтобы увидеть, как быстрые, рваные штрихи постепенно сливаются, а атмосфера углубляется и становится подобной океану.



Эскиз драпировки женской фигуры
"Эскиз драпировки женской фигуры" 1477, серебряный карандаш на красной тонированной бумаге с пробелкой. Национальный кабинет печати, Рим.
Один из замечательных эскизов драпировки, которые Леонардо усердно и во множестве создавал перед тем, как приступить к самой картине. Выполнен серебряным карандашом и пробелкой. Это типичный образец рисунка задрапированной глиняной фигуры.

Набросок повешенного Барончилли
"Набросок повешенного Барончилли" 1479, перо и чернила. Музей Бонна, Байон.
Бернардо ди Бандино Барончилли - участник заговора против Медичи, был пойман в Турции через год после покушения и повешен на фасаде дворца магистрата - Синьории.





Эскиз головы ангела для луврской Мадонны в скалах
"Эскиз головы ангела для луврской "Мадонны в скалах"1483, серебряный карандаш на светло-коричневой тонированной поверхности. Лувр, Париж.
Эскиз Леонардо обманчиво прост. Каскад параллельных штрихов слева направо создает впечатление глубины и пластичности, объемности и законченной грации, которые рождаются, кажется, прямо здесь, на чистом листе бумаги, и многим просто недоступны.


Наброски женской головы. Этюд для
 Леды и лебедя Наброски женской головы.Этюд для "Леды и лебедя" 1504,перо и чернила по черному мелу. Королевская коллекция, Виндзорский замок
В поздний период своего творчества Леонардо обращался к классической мифологии, которой до этого уделял мало внимания, - например к сюжету "Леда и лебедь"(картина не сохранилась). Нам осталось несколько набросков к картине.


Этюд Иуда Этюд апостола (возможно св. Петра) "Этюд Иуды", красный мел на красной тонированной бумаге. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
"Этюд апостола (возможно св. Петра)" перо и чернила по металлическому карандашу на голубой тонированной бумаге, Альбертина, Вена.
"Эскиз к "Тайной вечери", красный мел. Академия, Венеция.
"Этюд св. Иакова Старшего", красный мел.Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой (возможно Петр) прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнается сразу. На рисунке, который многим кажется самым прекрасным из всех созданных Леонардо, изображен святой Иаков Старший.


Эскиз к Тайной вечери Этюд Иаков

Набросок дерева
"Набросок дерева" 1498, красный мел. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Изысканный набросок дерева, очевидно, предназначался Леонардо для иллюстрации "Трактата о живописи". Под рисунком подпись: "Часть дерева, которая отбрасывает тень на задний план, одного тона, - чем дерево или его ветка толще, тем они темнее… Но если ветка расположена на фоне других веток, то самые яркие ее части кажутся самыми светлыми, и листья блестят в свете солнца".



Инструменты, падающие дождем с облаков на землю
"Инструменты, падающие дождем с облаков на землю" 1498, перо и чернила. Королевская коллекция, Виндзорский замок
Один из многих зашифрованных рисунков Леонардо. Сверху зеркальным письмом написано: "На этой стороне Адам, на той - Ева". Некоторые исследователи утверждают, что видят здесь две грубо нарисованные человеческие фигуры на фоне ненастного неба; другие ничего подобного не видят. С неба падает дождь разнообразных предметов, включая грабли музыкальные инструменты, щипцы, очки. Внизу рукой Леонардо написано: "О человеческое ничтожество, как много существует вещей, с помощью которых ты делаешь себя рабом денег!"



Этюд растения Звезда Вифлеема
"Этюд растения Звезда Вифлеема", красный мел и чернила. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Интерес Леонардо к природе проявлялся в течение всей его жизни. Его рисунки сочетают точность научного наблюдения с художественным гением в передаче жизненной силы всего растущего. В данном случае рисунок выполнен красным мелком , пером и чернилами и изображает цветы и лентообразные листья растения "Звезда Вифлеема". Слева несколько небрежно нарисованы листья лютика, справа - лесного анемона. Внизу - семена и цветы молочая.



Ливень над Альпийской долиной
"Ливень над Альпийской долиной" 1499, красный мел. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Этим, выполненным красным мелком, эскизом Леонардо мастерски показывает, как следует изображать ливень. Альпийская долина покрыта тенью движущихся темных туч, из которых льются дождевые струи. Тонкие струи дождя, изображаемые быстрыми штрихами, окутывают землю на подобии газовой вуали. Рисунок можно считать одним из последних обращений Леонардо к пейзажу.



Видение Апокалипсиса (Страшный суд)
"Видение Апокалипсиса (Страшный суд)" 1511-1512, перо и чернила по черному мелу. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Изображение проносящегося над долиной урагана открывает серию эпических рисунков Леонардо под названием "Видение Апокалипсиса". Почти ураганны и линии, нанесенные пером и чернилами на черный мел поля. Они выявляют то сдержанное отчаяние, которое владело художником.



Набросок молодой женщины, указывающей рукой в неизвестность
"Набросок молодой женщины, указывающей рукой в неизвестность" 1513 черный мел. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Квинтэссенция души Леонардо - в этом рисунке, который он сделал в пожилом возрасте, когда, возможно, уже ощущал за своими плечами смерть. Призрачная, с полу улыбкой на устах, таинственно указывающая рукой в неизвестность женщина воплощает всю глубину таинственности души самого художника.